5 Вопрос Архиерею. Отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Вопрос Архиерею. Новые ответы

Как относиться к состоянию безбрачия? Является ли универсальная карта шагом на пути к принятию «печати антихриста»?.. На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин

Шесть лет назад пообещала Господу, что буду жить в безбрачии. Дала это обещание самоуправно, не посоветовавшись со священником. Священнику рассказала об этом недавно на исповеди. Он отругал, конечно, за опрометчивость обета, сказав, что женщина спасается чадородием, и что Сам Господь благословил брак. Это так, я знаю. Но желания выходить замуж, хотя мне 36 лет, все равно нет. Хотелось бы жить дальше так же, надеясь, что Господь примет безбрачную жизнь в покрытие многих моих грехов, в которых уже исповедовалась. Беспокоит отношение Церкви к такому состоянию безбрачия для мирянина. Елена

Уважаемая Елена! Хорошо, что Вы стараетесь жить чисто и богоугодно, но обетов такого рода лучше не давать, и батюшка правильно сделал, отругав Вас за самочинный обет. Бывало так, что люди составляли себе семейное счастье и в более позднем возрасте, чем у Вас, ничего предосудительного в этом нет. Что касается «хочу — не хочу выходить замуж», наверное, лучше на этом не заострять свое внимание, а  полностью положиться на волю Божию.

Что касается отношения Церкви к безбрачному состоянию… Мне приходилось знавать замечательных верующих людей, из самых разных сословий — и в Москве, и в деревнях, людей, которые провели свою жизнь в девстве, посвятив ее Богу. Они читали большие монашеские правила, буквально каждый день ходили в храм Божий. При этом, конечно, пока у них была возможность, они работали на самых разных работах: кто на предприятии, кто в больнице, кто в колхозе, трудились кто как мог. И вот так и умерли девицами — кто в 90 лет, а кто и старше. Я не одну такую старушку-девицу отпевал. Это были замечательные, очень чистые, очень добрые люди. И я не скажу, что в них была хотя бы малейшая черта неестественности или неправильности — в их поведении, отношении к жизни, другим людям. Они сохранили чистейший ум, свежесть чувств, были необыкновенно добрыми и трудолюбивыми. Они остались одинокими по разным причинам. Например, помню одну бабушку, у которой жених ушел на войну, и его убили буквально в первые дни. И поскольку она очень его любила, она решила не выходить замуж, и так прожила свою жизнь. Эта обычная деревенская старушка была по-настоящему глубоким, умным, интеллигентным в подлинном смысле этого слова человеком. Поэтому у меня всегда были к таким людям очень теплые чувства.

Если человек по каким-то причинам остался без семьи и стремится проводить свою жизнь чисто, с памятью о Боге, в состоянии безбрачия нет ничего ни предосудительного, ни сверхъестественного. Но и стремиться к этому не нужно на основании каких-то своих фантазий. Если случится так, что Вы не сможете создать семью, это не трагедия, но это и не повод для того, чтобы носиться с этим своим состоянием всю оставшуюся жизнь. Это просто некий путь, который Господь дает человеку. Ведь Господь каждого из нас ставит в те условия, в которых мы имеем максимальную возможность спасти свою душу. Для кого-то это семья, а для кого-то ― такое вот бессемейное состояние.

Скажите, пожалуйста, как Церковь относится к всевозможным тренингам личностного роста, которых развелось просто пруд пруди? С уважением, Владимир

Уважаемый Владимир, к подобным тренингам Церковь относится плохо, потому что, как правило, они являются составной частью того или иного нью-эйджевского или сектантского движения, допускают манипуляции с человеческим сознанием.

В электронной библиотеке на сайте Саратовской епархии имеется работа архиепископа Василия (Кривошеина) «Ангелы и бесы в духовной жизни», в которой автор монографии «О небесной иерархии» называется Псевдо-Дионисием. Там же имеется книга митрополита Ростовского Димитрия «Жития святых», где содержится жизнеописание  священномученика Дионисия Ареопагита. Как правильно понимать личность св. Дионисия и авторство «О небесной иерархии»? Георгий

Личность святого Дионисия можно и нужно понимать, исходя из его жизнеописания, которое Вы причитали в книге святителя Димитрия Ростовского. Что касается авторства, в научном богословском сообществе уже около ста лет ведется дискуссия о том, действительно ли сочинение «О небесной иерархии» принадлежит священномученику Дионисию Ареопагиту. Кто-то из исследователей приводит доказательства того, что именно он является автором, кто-то считает, что не он. В этом нет ничего удивительного, потому что существует так называемая проблема псевдоэпиграфов: в древности некоторые сочинения подписывались именами других авторов, по самым разным причинам (я не буду сейчас вдаваться в подробности). К примеру, есть собрание сочинений святителя Иоанна Златоуста в русском переводе в 12-ти томах, где в конце часть сочинений помещена под грифом «спорное», потому что до сегодняшнего дня не все ученые соглашаются с авторством всех тех творений, которые включаются в корпус сочинений святителя. В свою очередь, труды Златоуста есть в сборниках, подписанных именами других авторов. Это совершенно естественная ситуация, которая давно известна науке.  

Что касается книги «О небесной иерархии» ― Церковь не отрицает важность содержания этой книги, независимо от того, был ли Дионисий Ареопагит ее автором или нет, и нимало не сомневается в личности самого священномученика Дионисия Ареопагита, поэтому я не вижу здесь никакой проблемы.

Я пою в церкви больше 10 лет, образование музыкальное. Пел долгое время в Минске. В начале года уехал из Минска в поселок в России. Езжу петь на службы в соседний город. Нынешний хор назвать хором можно с очень большой натяжкой: 2-3 человека знают ноты, диапазоны небольшие, певчие сами вести свою партию не могут, часто поют мимо нот, не знают и гласов. Нет стремления к улучшению пения: поют они уже около 8 лет и почти все одни и те же песнопения каждую Литургию. Это все очень портит настроение во время службы. Что делать? Я беседовал со священником местным по этому вопросу. Артемий

Уважаемый Артемий! К сожалению, проблема церковного пения в провинции стоит очень остро. Я бы даже сказал так: церковного пения в провинции почти нет. Не знаю, где Вы находитесь, в какой епархии живете. Конечно, прежде всего, это связано с тем, что в провинции очень трудно найти профессиональных регентов и певчих. Но, к сожалению, и духовенство порой невнимательно относится к этой проблеме. Почему-то современное духовенство считает для себя совершенно необязательным заниматься тем, что и как поют и читают в храме. Признаюсь, что мне очень часто приходится буквально воевать по данному поводу, настаивая, чтобы настоятель храма, служащий священник знал, что сегодня нужно читать или петь на клиросе, какая служба, какой устав. К сожалению, могу Вам признаться честно, что за девять с половиной лет своего служения я преуспел в этом очень и очень мало. Не буду дальше распространяться о том, как это плохо, думаю, что это и так понятно. Я еще могу согласиться с тем, что бывают ситуации безвыходные — скажем, если храм стоит в селе, где живет от силы сто человек, и есть там полторы бабушки, которые могут хоть как-то что-то петь, тут уже ничего не сделаешь. А вот если это город, хотя бы и небольшой, ― то, конечно, здесь вина полностью на священнике, настоятеле храма.

Благословите. Как следует относиться к поклонению отроку Вячеславу из Чебаркуля? Мне кажется, что здесь на ум приходит отдаленная аналогия с началом поклонения святой Матроне Московской. Каково Ваше мнение? Сергей

Уважаемый Сергей! К «поклонению отроку Вячеславу» следует относиться отрицательно. Я не согласен с Вами, и не вижу здесь никакой аналогии со святой Матроной Московской. Здесь совершенно другая ситуация. Блаженная Матрона Московская была подвижницей при жизни, тому есть множество свидетельств. «Отрок Вячеслав» — это уже почти раскрученный коммерческий культ, который не имеет отношения к духовной жизни и Православной Церкви.

Как относиться к тому, что в поликлиниках и школах требуют подписать согласие на обработку персональных данных ребенка? Как Вы относитесь к универсальной карте? Является ли она шагом на пути к принятию печати антихриста? Ксения

Уважаемая Ксения, вы можете не соглашаться с универсальной электронной картой и ее не получать. Но при этом согласие на обработку данных и принятие карты не является «шагом на пути к принятию печати антихриста». Этот вопрос подробно рассмотрен в документе Освященного Архиерейского Собора 2013 г.«Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных»

С другой стороны, можно сказать, наверное, что каждый прожитый нами день жизни является шагом на пути к кончине мира, к воцарению антихриста. В этом смысле такими шагами было все — изобретение колеса, паровой машины, телефона, самолетов телевизора, Интернета, и так далее, потому что технический прогресс, ускоряющий нашу жизнь, до некоторой степени косвенным образом приближает нас к концу человеческой истории. Но почему нужно останавливаться и выбирать из этого набора технических новшеств какое-то одно и кричать: «Караул! Вот до сегодняшнего дня все было хорошо: телевизор я смотрю, компьютером пользуюсь, на самолетах летаю, поездами тоже не брезгую, а вот эту универсальную карту не приму ни за что». Почему именно эта карта? Думаю, что еще многими вещами удивит нас наш новый мир. Поэтому я повторяю: не хотите принимать карту — не принимайте, но не поддавайтесь панике по этому поводу.

Здравствуйте. Я по своему незнанию оказалась в положении, которое очень тяготит меня. Я со своим мужем крестила одного ребенка. Не помню, сколько лет прошло после этого, мы поженились. У нас есть сын. Когда он родился, мы чаще стали бывать в церкви и узнали, что так нельзя. Что делать? Развестись с мужем? И говорят, что ребенок будет болеть и вообще ничего хорошего в его жизни не будет. Помогите! Наталья

Уважаемая Наталья! Ничего страшного не произошло. Разводиться с мужем ни в коем случае не надо. Все, что Вам говорят, ― из области домыслов, о которых, по слову апостола, можно сказать только одно:  Негодных же и бабьих басен отвращайся (1 Тим. 4, 7). Ходите в храм, молитесь Богу, тем более, что на Вас лежит обязанность молиться о своем крестнике.

Уважаемый Владыка! Одна мусульманка задала мне вопрос по поводу слов апостола «всегда радуйтесь». Она спросила, а если у тебя умер ребенок, тоже радоваться? Я не нашлась, что ответить. Сказала ей, что, наверное, апостол говорил не об этом, так как Христос плакал, когда умер Лазарь, также Он воскресил умершего сына наинской вдовы. И святые оплакивали умерших. Этот вопрос не давал мне покоя, и я задала его священнику в храме, на что он ответил, что да, если ребенок умрет, то надо радоваться, потому что он с Господом. Я не стала его спрашивать, как он представляет свою радость, если (упаси Господь) умрет его ребенок. Думаю, что этот ответ от молодости и недостатка жизненного опыта, или у него нет детей. Я не могу представить ни одного родителя, который радуется смерти своего ребенка, и Христа, который призывает радоваться смерти детей, поэтому прошу разрешить мое недоумение. Татьяна

Да, уважаемая Татьяна, действительно, думаю, батюшка, который Вам так ответил, просто брякнул не думая. «Всезнайство» ― часто это просто болезнь молодых священников. Поэтому я советую тем, кто выбирает священника, с которым можно советоваться, который со временем может стать духовником,―  выбирайте священника, который хотя бы однажды сказал «Не знаю». Это очень хороший критерий ― если священник так отвечает, значит, он человек думающий и честный.

А что касается Вашей ситуации, вы совершенно правильно ответили Вашей знакомой мусульманке. Конечно же, апостол говорил не об этом. Вообще, это порочная вещь — придираться к словам Писания, истолковывая их произвольно, не считаясь с контекстом. Обычно так делают сектанты, выдергивая из Священного Писания отдельные фразы. Православные люди, неопытные в словопрениях, порой теряются и не могут ничего ответить. У меня был такой случай в молодости. Я очень любил дискутировать со всякими сектантами, и как-то мы с друзьями пошли к адвентистам, спорили с ними с Писанием в руках. А у адвентистов главная особенность их учения — празднование субботы. В ходе достаточно бурной дискуссии наш оппонент говорит: «Посмотрите, в Писании сказано, что праздновать субботу надо. Посмотрите: суббота для человека». Это Евангелие от Марка, 2, 27.Мы ему говорим: «Но там же потом стоит запятая и сказано: а не человек для субботы». ― «Это все понятно, но ведь написано: суббота для человека»…

Примерно такой же методикой пользовалась ваша знакомая. От такого рода дискуссий лучше уклоняться, потому что Священное Писание понимается только в широком контексте.

Рубрика «Вопросы Архиерею»

 

Комментирование запрещено