Проповедь на Благовещение Пресвятой Богородицы Митрополит Сурожский Антоний

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Праздники бывают разные. Иногда душа бывает так исполнена радо­стью, восторгом, умилением, что человек остается праздным, пото­му что слишком переполнено сердце, слишком велика радость. Иногда человек остается праздным, потому что горе так глубоко, скорбь так глубока, что не подымется рука на труд, на работу. И в празднике Благовещения Божией Матери переплетаются таинственно и страшно, страшно и дивно эти два настроения. С одной стороны – как не ликовать, как не изумляться и не трепетать при мысли, что глас Господень достиг Пречистой Девы Богородицы и ангел возвестил Ей, что Сам Бог через Нее станет человеком, войдет в этот мир, и что приходом Божиим весь мир уже будет преображен, уже не будет стоять лицом к лицу со своим Творцом только в трепете и благоговении, но будет ликовать, что в нём, в его сердцевине — Сам Бог: не только о том, что человек так велик, что Бог мог с ним со­единиться, но вся тварь вещественная, видимая соединена с Ним таинственно …

Но в Благовещении радость не только о том, что к нам обратился Господь, всей Своей любовью, отдает Себя нам безгра­нично лаской; радость наша о том, что нашелся человек, Дева из народа израильского, Которая так возлюбила Бога, всем серд­цем, всей мыслью, всей крепостью, всей плотью Своей, что Она могла сказать архангелу, в ответ на его страшное и дивное благовестие — Се, раба Господня, да будет мне по воле Твоей… В Её лице всё человечество отдало себя Богу, все чело­вечество открылось Богу и сказало: Прииди! И да будет мне по воле Твоей!..

Но что случилось по воле Господней? Как позже возвестил Симеон Богоприимец,   меч   прошел Её сердце, когда Её Сына распинали на Кресте… Позже пришло время, когда Сын Бо­жий, ставши сыном человеческим,   жизнь   Свою, по любви к нам, отдал за нас…

И вот это сочетание   дивной Божественной любви, в такой простой ласке и отдаче Себя Божией Матери и в таком страшном подвиге крестной, самозабвенной любви на Кресте, вы­зывают в нас ужас и трепет, которые переплетаются с нашим ликованием…

Праздник Благовещения Божией Матери в этом году почти совпадает с празд­ником, таким трепетным, таким страшным, выноса Креста Господня; Крест сейчас лежит посреди церкви рядом с иконой Той, Кото­рая родила Христа, распятого за нас… Боже, как это дивно, и как это страшно! ..

Но мы сейчас в Великом Посту;   весь Пост устремлен к Воскресению Христову; в течение первых недель Церковь обраща­ет наше внимании на те грехи, которые отдаляют нас от Бога; а потом вдруг раскрывается перед нами, неделя за неделей, что Бог делает,   что Он творит, чтобы нас спасти: Торжество Православия, Торжество Бога в человеческих сердцах, которые Его воспринимают, любят, отдаются Ему, и познают глубины Божии…Праздник Григория Паламы, который провозвестил нам, что Благодать Божия это не только дар, это — Сам Бог, отдающий Себя без­гранично нам… А теперь праздник Благовещения: приход Самого Христа, отдача Богом Самого Себя нам…

И вот мы на пути к Воскресению Христову; приближается праздников Праздник, Торжество из торжеств, когда уже весь ужас, весь трепет и страх и Благовещения, и выноса   Креста, и Распя­тия вдруг воссияют торжеством… Воскрес Христос; уже смерть над Ним не имеет власти; уже Он победил грех, смерть; уже нет между Богом и человеком непроходимой бездны; уже в Нем человек вошел не только в вечную жизнь, но в глубины Таинственной Бо­жественной Троицы; на престоле Божием, Воскресением и Вознесе­нием Его, воссел в плоти человеческой Сын Божий… Вся траге­дия сейчас разрешилась победой и торжеством; мы ликуем об этой победе, мы поем, что воскрес Христос, что уже мертвых   ни един   во гробе, что весь ужас — в прошлом. А вместе с этим, в каком страшном и ужасном мире мы живем; любовь Божия нам   даётся: но принимаем ли мы ее? Бог стал человеком, что­бы   мы   стали Его братьями и сестрами, и стали бы Божественны­ми людьми на земле, осиянными, пронизанными вечной Божественной жизнью — а мы??..

И вот, мы всё продолжаем выносить Крест, и всё еще, празднуя Благовещение, мы помним, что Божией Матери меч про­шел, пронзил сердце… Разве   этого   недостаточно, чтобы нас побудить жить той новой, Божественной жизнью, которую нам Господь даёт в Своем Воскресении? Разве мы напрасно поём: Хрис­тос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробах живот, жизнь даровав?.. Нет, это — правда! и поэто­му будем устремляться не только к празднику   Воскресения Хрис­това, но к самой его реальности в приобщении Божественной, вечной жизни.. . А потом — а потом, охваченные, как пожаром, жизнью Христовой, жизнью Божией, выйдем в жизнь земли, в мир, который сейчас всё еще в потемках, во мраке,   в страдании; выйдем    в эту жизнь, как Христос в нее вошел, чтобы жизнь нашу всю, без остатка, отдать ради веры в человека, ради веры в Бога, ради победы любви, ради вечной жизни и торжества.

 

Комментирование запрещено